Суббота, 04.05.2024, 00:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Краеведческий музей посёлка Ушумун

Эколого – краеведческий путеводитель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УШУМУНСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ВЕЧЕ»

 

Эколого – краеведческий путеводитель

Ушумун 2014

Введение

      Летом 2014 года учениками детского объединения «Вече» МОБУ Ушумунской СОШ, при поддержки ребят из детского объединения «Я – исследователь», был реализован проект «Сад камней». Необходимость в составлении путеводителя появилась сразу по завершению работы над проектом . Работа  вызвала интерес у учеников школы, их родителей. Поэтому было решено провести экскурсии по объектам, появившимся в ходе реализации проекта «Сад камней».  Реализация проекта «Сад камней» осуществлялась 11.05.2014 г.  - 25.08.2014 г., а создание путеводителя охватило время с июля по сентябрь 2014 года.

  Цель: разработать эколого – краеведческий путеводитель

  Задачи : 1) собрать информацию об объектах, появившихся в ходе реализации проекта «Сад камней»;

  1. подобрать  рисунки, фотографии, схемы связанные с проектом;  
  2. составить и описать маршрут «Экология души»

     При составлении путеводителя мы обращались к Интернет – ресурсам. Здесь нами была подобрана информация о правилах, принципах составления сада камней в Японии и Китае. При помощи интернет – информации нам удалось подобрать хоку и басё для проведения  экскурсии.   В работе Рыбаков Б.А.  «Язычество Древней Руси»  было найдено много полезной информации о языческих капищах, обрядах, связанных с поклонением языческим богам славянами. Информацию о «куриных домиках» мы нашли в газете «Аргументы и факты» № 34 2014 года. Таким образом, при составлении эколого – краеведческого путеводителя были использованы методы: теоретические  помогли в  определении  проблемы, для оценки собранных фактов, при изучении литературы;        теоретический анализ помог  выделить  и рассмотреть  отдельные стороны, признаки, особенности объектов «Сада камней». При работе с литературой  использовали метод  реферирования , конспектирования, цитирования.  

  Следовательно, человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Краеведение не только наука, но и деятельность. Поэтому важно не только реализовать проект, но и сделать его полезным для людей, для общества. Осуществить это поможет эколого – краеведческий путеводитель «Экология души».

Основная часть

    Значение камня в жизни человека, в становлении человеческого общества,  и в особенности в истории культуры,  искусства трудно переоценить. Мир камня гораздо древнее живого мира, он оказывал и оказывает глубочайшее влияние на развитие человеческой цивилизации. Приглашаем вас на экскурсию, где  мы представим результаты  реализации  проекта «Сад камней». Все материалы, которые мы использовали при этом – натуральные, но основа композиции – камни.   Экскурсию по саду камней  мы назвали «Экология души». Ведь   сад камней - это царство порядка, а когда порядок вокруг нас, то порядок и в душе. Засоряя сад, мы засоряем мироздание.. Сутэ – иси – искусство расстановки камней – считалось главным в работе художника сада. (Приложение № 2)

 Первая остановка

   Придя на дальневосточные рубежи русские люди, как носители своеобразной культуры уходящей корнями в язычество, столкнулись с непонятным и загадочным миром стран Востока.  Поэтому нашу композицию открывают два символа, расположенные на камнях – медведь (символ языческих представлений славян) и дракон – как олицетворение мудрости, коварства, красоты стран и образа мыслей наших дальневосточных соседей. (Приложение № 1)

Вторая остановка   

 Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы 
Наша жизнь - и все же…

  Таким хокку  восточные мудрецы описывают жизнь. И именно иероглиф жизни, которая представлена здесь в её многообразии, неповторимости, необычности, открывает нашу композицию. Нами использовалась традиционная линейная композиция сада. Камень по сравнению с человеком вечен, сколько мудрости он накопил за свою жизнь. (Приложение № 1)

 Третья остановка

  Каменные тропинки и тротуары - неотъемлемый элемент сада камней. Дорожки из таких камней – символ открытости и свободы, доброты хозяина сада. Дорожку к реке жизни, охраняет леший в окружении «куриных домиков» (Приложение № 1).

 Четвёртая остановка

  Леший - главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю. Поэтому именно Леший контролирует вход в подземный мир зла, который закрывают 9 куриных домиков. 9 – магическое число, оно ближе всего находится к абсолюту – 10, так считали многие народы в древности. «Куринные домики» - кучи камней, которые по представлению людей в древности,  закрывают проходы в подземный мир, в преисподнюю. Данные домики обнаружены учёными на островах Пасхи, Крите, Мальте, в Монголии, в Англии, на Кубани.  Поэтому  у нас  «куриные домики» под контролем Лешего. Ведь отношение к Лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила и справедливый дух. (Приложение № 1)

Пятая остановка

  Лешему приписываются многие лесные звуки, особенно вызываемые ветром.  Поэтому рядом с  лекарственными  травами, которые охраняет и защищает Леший в представлениях славян,  расположился иероглиф  стихии – воздух. Так это описывают хокку. (Приложение № 1)

Только дохнёт ветерок —
С ветки на ветку ивы
Бабочка перепорхнёт.

Шестая остановка

  В  тени деревьев, расположена зона отдыха. Устроившись удобно на камне можно не только отдохнуть, но и получить  психологическую разгрузку при помощи песка,  но и послушать хокку. (Приложение № 1)

Откуда вдруг такая лень?
Едва меня сегодня добудились...
Шумит летний день

 

Седьмая остановка

   По всей территории славянского мира, простиравшегося от Одера до Оки, обнаружены следы почитания славянами своих древних божеств. Особое место среди этих памятников занимают культовые сооружения – капища.  Обычно они служили местом поклонения какому-либо определенному кумиру, либо природному объекту (чаще всего камням). Часто камень  имеет определенную грубую обработку, смысловую символику, либо естественные углубления. В сакральном смысле камень понимался как нечто незыблемое, своеобразный символ прочности и сохранности При оставлении святилища иногда их забрасывали камнями. Центральным культовым объектом на капище являлся идол -  изображение того или иного бога, которому и было посвящено святилище. Именно к этому кумиру были обращены прошения и ритуальные обряды, совершаемые на капище. По-видимому, скульптурное изображение служило своеобразным "посредником" между человеком и определенной силой природы - богом. Славянские идолы чаще всего  выполнены в полный рост наделенные определенной атрибутикой, с четкими чертами лица.  По-видимому, основным материалом для изготовления идолов служило дерево. В месте кострища  находят остатки жертвоприношений: кости животных и осколки глиняной посуды, а также охранительные предметы - ножи, топоры, гривны.  О проведении в них языческих обрядов говорит обожженная поверхность -  тут регулярно разжигали ритуальные костры. Иногда центральная часть капища была дополнительно обнесена внутренним кругом  камней или земли, ограждавших центральную площадку. Камни -  сакральные заграждения от злых сил. (Приложение № 1)

Восьмая остановка

  От истока  бежит, шумит каменная река жизни.  И вновь хокку:

 

Холодный горный источник.
Горсть воды не успел зачерпнуть,
Как зубы уже заломило

 

   Вдоль  её берегов расположились  знаки восточного гороскопа. Как он появился доподлинно не известно, есть несколько легенд. Вот одна из них. 12 зверей, именами которых названы отрезки времени, — это пестрая компания, которая явилась на зов Будды, прощавшегося с земной жизнью. У европейцев каждое животное соответствует определённому  месяцу, а в восточном гороскопе целому году. (Приложение № 1)

Девятая остановка

  Река жизни впадает в море Страстей.  У воды расположен иероглиф стихии воды. Он  символизирует раскрепощение,  конец цикла и предвкушение нового, осторожность, плодотворность, работать продуманно, склонность к мечтательности. Хокку это описывает так:

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине. (Приложение № 1)

 

Десятая остановка

 Река жизни, знаки гороскопа  - все они являются образными отрезками времени.

  Славяне воспринимали время как нечто циклическое, оно движется по кругу. Это восприятие связано с основным занятиям славян – земледелием. Поэтому для них важна была смена времён года.

  В восточной философии время – бесконечно, оно течёт как река.  В даосизме человек – это щепка, которая плывет по течению жизни реки, ничего изменить нельзя, всё предрешено.

 У европейцев подход ко времени как к тому, что имеет начало и конец. Поэтому у европейцев часто звучит тема апокалипсиса, она разработана до мелочей, сняты документальные и художественные фильмы, которые посвящены данной проблеме.

 У нас есть изображение вечности, здесь отсутствует время.

 Современный человек время не бережёт и не ценит, поэтому он его разбрасывает.

   Когда человек попытался поставить время под контроль, он изобрел часы.  Мы создали солнечные часы, а рядом с ними расположили иероглиф времени.

 Лисохвост полевой – элемент ландшафтного дизайна. (Приложение № 1)

Одиннадцатая остановка Время бежит, течёт, оно постоянно изменяется. Но есть неизменное, это земля. Земля даёт жизнь. Данный иероглиф означает: укреплять, создавать стабильность и равновесие, с заботливостью, точностью, настойчивостью, постоянством. Бархатцы, рядом с ним, символы верности     Рядом расположена триада, композиция из трех камней, традиционная для сада камней и наиболее популярная. (Приложение № 1)

Двенадцатая остановка

 Мельница заключает в себе символику ветра и воздуха , а также олицетворяет сбор урожая и плодородие.  Мельница — соединение вечного (круг) и временного.  Взлетающие и опускающиеся крылья ветряной мельницы  говорят о нисхождении Бога к человеку и о взлете человека к Богу, о падении и возрождении, о циклической смене времен, мировых эпох.  (Приложение № 1)

Тринадцатая остановка

 Смысл сада камней в гармонии, а гармония невозможна без баланса Инь-ян. Инь соответствует женскому, пассивному, принимающему, отдающемуся и заботящемуся, нетворческому. К нему относятся Луна, тени, Земля и ночь, а также чётные числа. Ян соответствует мужскому, деятельному, активному, динамическому, зачинающему и продуктивному, творческому, утверждающему началу. К нему относятся Солнце и свет, небо и день, а также нечётные числа. В китайской философии инь и ян – это две космические силы, которые противопоставляются друг другу, постоянно трансформируются одна в другую, создавая саму жизнь. Фэн-шуй активно пользуется этими понятиями, стремится поддержать баланс инь и ян.  

Глупый ритуал,
Что никак не отомрет:
Сцепление двух рук.

 Здесь же присутствует пырей, его стихия огонь. Корни этого растения используют в ритуалах очищения, снятия сглаза, порчи. Здесь же растёт ясень — наиболее известен как Мировое Древо. Он олицетворяет источник жизни и бессмертия. Его крона, ствол и корни соединяют небеса, землю и подземный мир. (Приложение № 1)

 Четырнадцатая остановка

  Поразмышлять об этом можно взойдя на холм для медитации, перед этим нужно зажечь курительные свечи. Недаром здесь находится знак огня. Он символизирует намечать цель, реализовывать с размахом, энергией, динамикой, готовностью к борьбе.  Холм окружают пионы- символы позитивной энергии, крепких брачных уз.  Темы для размышлений помогут найти хокку:

Не беречь красы
И бояться смерти:
Бабочки полёт. 

 

Три вечных тайны:
Восхода солнца, смерть луны,
Глаза героя.

 

«Осень уже пришла!»-
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к подушке моей.(Приложение № 1)

 

 Пятнадцатая остановка

 Создавая сад камней, мы опирались на несколько правил:

  •  Пустота – первое впечатление, которое складывается при виде этого сада. Его площадь не должна быть максимально заполнена, как это принято в европейских садах. Необходимо контрастное восприятие открытого и занятого пространства.
  • Асимметрия – основной принцип всех  садов. Не нужно подбирать похожие по размеру камни, размещать их параллельно друг другу.
  • Расположение объектов должно быть таким, чтобы каждый из них был виден с любой  точки обзора
  •   Ещё один принцип:  независимо от того с какого места смотреть , всегда один из камней не виден(его закрывает другой камень, в этом заключён дух востока, не все можно познать...)

Было в начале
И останется в конце.
Слово есть Слово.(Приложение № 1)

 Спасибо за внимание!

Заключение

   Главным результатом для участников проекта мы считаем создание Сада Камней и условий для его дальнейшего существования. Благодаря этой работе мы укрепим содружество больших и маленьких и, возможно, получим навыки профессии ландшафтный дизайнер. Если мы хотим сделать мир лучше, то начнем с себя.

     

 Предполагаемые результаты, их социальная значимость:

 

  • организация социально-значимой общественной деятельности школьников;
  • комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;
  • создание условий для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений; 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0